АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГОРОДА ТУРКЕСТАН » №22 орта мектеп
Қабылдау бөлімі :
+7(726) 2466346
Есепші бөлімі:
+7(726) 2466346
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГОРОДА ТУРКЕСТАН
01
февраль
2019

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГОРОДА ТУРКЕСТАН

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №22»

отдела образования акимата города Тараз

 

 

Экскурсионный проект

«АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГОРОДА ТУРКЕСТАНА»

на тему:

«Туркестан, Отырар, Арыстанбаб»

Экскурсия школьников 6 и 8 класса в Туркестан по программе 

“Рухани жаңғыру

Сокровища древнего Казахстана”

Волшебный мир памятных времён”. Древние города.

 

Цель мероприятия: знакомство учащихся с культурным наследием казахского народа; воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру; привитие чувства бережного отношения к духовному наследию.

 

Ход мероприятия: 

В рамках программы «Рухани жаңғыру» учащиеся 6,8 класса средней  школы №22  посетили историко-культурные достопримечательности Туркестана и Южно-Казахстанской области

Вступительное слово гида.

Каждый современный человек интересуется историческим прошлым своей страны. Жизнь становится намного увлекательней, если узнаешь новое об истории родного государства, народа. Уникальные сооружения прошлого удивляют своим многообразием и необычными формами. Многочисленные памятники зодчества, созданные в неповторимом стиле, восхищают нас. Полёт фантазии именитых зодчих позволяет поднять имидж Казахстана во всем мире.

В современном обществе большое внимание уделяется знанию исторического прошлого казахского народа, священных мест, древних городов, архитектурных шедевров, расположенных на территории Средней Азии и Казахстана.

В истории государства ещё немало загадок и тайн, которые стремятся обнаружить и разгадать наши современники.

“Культурное наследие”... В нашей памяти возникает блеск старинных куполов, ажурный узор башен, каменная мощь стен, архитектурные шедевры, яркие сооружения, которыми надо гордиться, почитая талант наших предков, их золотые руки, смелые идеи, независимость, свободу, красоту.

 Мы должны стремиться вперёд, не теряя из виду прошлые ориентиры, стремиться сберечь и сохранить вечные камни, необходимые для “нравственной оседлости” людей.Исследования археологов свидетельствуют о том, что казахские степи населяли не только воины и скотоводы, но и прекрасные зодчие, скульпторы, художники. Поэтому нельзя считать верным мнение о том, что наши предки, кочевники, не смогли создать такой культуры, как оседлые народы.

В далёком прошлом на необъятной территории современного Казахстана развивались крупные общественные движения, повлиявшие на культурно-экономическое положение страны. Нашествие монголов, войны Тамерлана, набеги джунгаров, междоусобные войны феодальных группировок – все они сопровождались перерывами в нормальном развитии экономики и культуры, разрушением и уничтожением памятников материальной и духовной культуры. Но на территории нашего государства, несмотря на тяжелейшие исторические условия, сохранились не только замечательные музыкальные произведения, устное народное творчество, образцы прикладного искусства, но и оригинальные творения монументальной архитектуры, созданные в различные периоды.

 Выдающимся памятником культурной жизни является город Туркестан – крупнейший центр казахских ханств, город с большим историческим прошлымкоторый носил название Ийееса.

Поездка началась с посещения территории археологических раскопок на месте знаменитого средневекового города Отрар. Из школьного курса истории Казахстана ребята знали, что город Отрар в средние века являлся крупным центром торговли на Великом Шелковом пути. Однако не зря говорит древняя пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребята воочию увидели реконструированные главные городские ворота и высокие городские стены, окруженные глубоким рвом. Из рассказа гида учащиеся узнали об уникальной системе водопровода, существовавшей в городе. Посетили место, где располагалась восточная баня с оригинальной системой отопления и один из городских колодцев. Особый интерес у школьников вызвали развалины знаменитой на весь мир Отрарской библиотеки.

В исследовательском азарте ребята были готовы включиться в поиски некогда утраченных памятников древней и средневековой письменности.     После Отрара наша группа переехала в село Когам, где расположен Мавзолей Арыстан-баба – место захоронения учителя Ходжа Ахмета Яссауи. Близ мавзолея находится колодец «Гайып берген» (глубина 40 метров) с очень соленой водой, обладающей исцеляющими свойствами. Согласно древнему преданию, набрать целебную воду могут только люди с чистой душой.   Вечером этого же дня делегация посетила археологические раскопки на месте знаменитого средневекового города-крепости Сауран. Ребятам посчастливилось обнаружить осколки средневековой глиняной посуды. Из рассказа гида учащиеся узнали об уникальной системе водоснабжения города Саурана, благодаря которой мощная крепость могла выдерживать осаду врагов в течение нескольких месяцев. Также школьники побывали и на развалинах городской мечети – уникального духовного сооружения с удивительной аурой, внутри которого, согласно рассказам туристов из Японии, счетчики Гейгера регистрируют полное отсутствие радиации. Второй день пребывания в Южно-Казахстанской области был посвящен изучению памятников Туркестана. Первым учащиеся посетили главный архитектурный памятник города — Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, являющийся непревзойденным шедевром средневековой архитектуры и удивительного комплекса дворцов и храмов. Внутри мавзолея школьники увидели знаменитый Тай Қазан; посетили помещения большого дворцового зала (в котором стоит ханский трон), библиотеки и медресе; увидели помещение малого дворцового зала, где захоронены многие известные казахские ханы и султаны.   Затем учащиеся вместе с экскурсоводом посетили Подземную мечеть «Хилует», в которой свои последние годы жизни провел Ходжа Ахмед Яссауи и помещение музея «Восточные бани». В завершении путешествия по Туркестану школьники совершили экскурсию в Историко — этнографический центр, экспозиции которого рассказали об истории города с древних времен и до наших дней. Покидая гостеприимный Туркестан, ребята отметили, что им очень понравилась прошедшая культурно-образовательная смена и они благодарны программе «Рухани жаңыру» за возможность глубже познать духовное культурное наследие наших предков – кочевников Великой Степи.

Заключительное слово учителя:

Учёные-археологи восстанавливают историческое прошлое, много ещё неизведанного, интересного. Задача молодого поколения – продолжить поисковую работу по особой научной дисциплине – экология культуры, приложить все усилия для доказательства ценности нашей истории.

Подвиги, совершённые во благо будущих поколений, никогда не забудутся!

 

Похожие публикации:

01 сентябрь 2018 Директор школы
02 сентябрь 2018 Улы дала уландары